вт, 10 декабря, 19:20
+3°C
В Домодедово
Следи за жизнью в городе

Мастер по изготовлению флейт об этнических инструментах и своей работе

 группа "Этническая Мастерская - Дыхание Ветра(Пимак-NAF)" ВКонтакте

Флейта – древний и поистине волшебный инструмент, который есть у всех народов мира. В Домодедове работает этническая мастерская «Дыхание ветра», где из обычных веток создают уникальные флейты. Мастер Дмитрий Бойков рассказал «РИАМО в Домодедово» о необычных видах флейт, секрете приятного звучания и о том, как североамериканские индейцы признавались в любви.

Краевед о проекте «Подмосковный некрополь», надгробиях и находках в Домодедове>>

– Дмитрий, кто вы по профессии?

Домодедовцы вспоминают школьные годы: «Сердечное спасибо первому учителю!»

– Профессия связана с радиоэлектроникой, но работаю на производстве по изготовлению рекламных щитов.

– Флейты – это хобби?

– Да, изготовление флейт – мое хобби. Начал заниматься этим в 2012 году. Я тогда случайно попал на мастер-класс, где ребята выставляли свои поделки. Среди прочих была флейта дождя – это деревянная трубка, закрытая с двух сторон, а внутри находится пшено, и когда переворачиваешь ее, получается звук дождя. Я заинтересовался – никогда раньше такого не видел! И на ней было написано: «Ваня, 10 лет».

Я подумал: раз Ваня смог, почему я не смогу? Посмотрел в интернете и нашел эту флейту. Правда, это не совсем флейта – сделать ее гораздо проще, нет сложностей с расположением отверстий. Я в принципе сразу понял, как ее сделать, но решил узнать в интернете некоторые нюансы. Там же наткнулся и на другие виды флейт – и влюбился в них. С тех пор занимаюсь этим.

Прогулка по Ляхово: как сейчас выглядит усадьба, где снимали «Формулу любви»>>

 страница Дмитрия Бойкова ВКонтакте

– Вы сами выступаете?

– Я не музыкант, но с детства играю на гитаре. А так как я мастер, мне пришлось научиться играть на флейтах и настраивать их.

Как прошел рок‑фестиваль «Я свободен» в Домодедове

Когда только начал заниматься флейтами, то полюбил и освоил этот инструмент. Чтобы делать прекрасные вещи, надо влюбиться в них! Научился играть очень быстро – просто сделал флейту и через час уже смог что-то на ней сыграть. Сейчас я обучаю людей играть и понимаю, что кому-то дано, а кому-то нет. Видимо, мне было дано, ведь кто-то может и месяц, и два, и год пытаться, но ничего не получается.

– Расскажите о своих первых флейтах.

– Самая первая – это флейта дождя. Я сделал ее из борщевика, который растет вдоль леса. Борщевик полый и, когда высыхает, становится неопасным. Если в него засыпать пшено и запечатать концы, то получается интересный звук.

Вторая флейта, которую я сделал, в России называется пимак. На самом деле, это североамериканская флейта, и в Америке она называется Native American Flute. Не знаю, откуда появилось название «пимак» – говорят, что, скорее всего, от индейского племени Пима. А еще она называется «флейта любви». Есть красивая легенда, согласно которой индейцы признавались в любви при помощи этого инструмента. Садились перед девушкой несколько юношей и по очереди играли на флейте – и тот, кто был лучше в этом мастерстве, становился ее суженым.

«Пространство любви»: парк в Домодедове, попавший в Книгу рекордов России>>

 группа "Этническая Мастерская - Дыхание Ветра(Пимак-NAF)" ВКонтакте

– Правда, что вы изготавливаете флейты из обычных веток?

– Да, беру обычные ветки из леса. Если понравилась веточка, то можно из нее что-то сделать. Причем она может быть абсолютно любой формы – и в этом вся прелесть! Если заводские флейты все прямые, станочные, то эти делаются вручную именно из той ветки, которую выбирает сам мастер. Флейты мои живые!

На какой сериал похожа твоя жизнь? Тест

Выбираю твердые породы дерева. В России это клен, ольха, плодовые. Также некоторые кустарниковые очень твердые – например, облепиха. У нее еще и очень красивая древесина. Если брать изделия из дерева, то срез облепихи считается одним из самых красивых в России. В принципе, можно делать и из мягких пород дерева, но звук будет не таким звонким.

– Какие инструменты вы используете для изготовления флейт?

– Стамески. Изначально ветка раскалывается или распиливается пополам. Лучше, конечно, когда раскалывается, потому что тогда она получается идеально округлая. А если распиливать, то пила многое убирает, «съедает», получается уже не такая идеальная форма.

Также использую сверла и наждачную бумагу, чтобы обработать полость флейты. Конечно, используются и ножи. А еще воски, масла и морилки для дерева, чтобы оно не портилось.

День города Домодедово и 50‑летие Домодедовского района>>

 группа "Этническая Мастерская - Дыхание Ветра(Пимак-NAF)" ВКонтакте

– Сколько времени уходит на создание одной флейты?

– В принципе, сделать флейту быстро – примерно три часа. Сначала необходимо распилить заготовку, вытащить сердцевину, заполировать и склеить. И она должна постоять какое-то время, высохнуть.

Вегетарианцы из Домодедова: «Мясо − это труп. А трупы я не ем!»

Я привык делать флейты за два дня: в первый день склеиваю, во второй доделываю. Ведь нужно еще просверлить отверстия, настроить тюнером, обработать специальными маслами и восками, чтобы флейта не повредилась.

Но есть нюансы. Два дня – это сделать флейту из заготовки. А ведь собранные ветки еще нужно высушить. Я беру сухие ветки, но они все равно должны полежать хотя бы месяц. В моей мастерской есть специальные стеллажи, на которых эти ветки могут лежать по несколько лет. Я как с 2012 года начал собирать их – так они у меня и лежат. Вообще, считается, что чем дольше ветка лежит, тем лучше становится звук, бархатистее что ли.

– От чего еще зависит звук?

– Тональность зависит от длины и диаметра инструмента. Отверстия в основном расположены в середине флейты. Чем она длиннее, тем звук ниже, басистее. Чем она тоньше и короче, тем звук, соответственно, выше.

Мне нравится звук моих флейт, потому что он живой, напоминает человеческий голос.

Когда в доме играют на обычной, заводской флейте, то многим не нравится – звук писклявый, невыразительный. Но с моими флейтами все наоборот: как услышат – сразу замолкают, слушают, а потом иногда просят и еще сыграть. Я считаю, чем звук флейты ниже, тем больше он приближен к грудному человеческому голосу – тем приятнее и выразительнее мелодия.

Хорошо ли ты знаешь творчество Виктора Цоя?>>

– Какие виды флейт вы делаете?

– Флейты дождя я больше не изготавливаю – сделал несколько штук для себя и друзей, не на продажу. И флейту любви я тоже изначально сделал для себя.

Я пробовал делать самые разные флейты. Из экзотических – японские, китайские. Проблема в том, что они делаются из бамбука, которого у нас в России нет. В Москве его тоже не продают. Только в строительных магазинах, но там он плохой, не для музыкальных инструментов. Я предпочитаю пойти в российский лес, найти ветку красивую, необычную – и сделать прекрасную флейту.

Еще я создаю двойные «флейты любви». У этого инструмента североамериканских индейцев два канала, а звук – как у волынки: одна нота звучит постоянно, а на другом канале играется мелодия.

Делаю и диджериду. Это такая большая труба, которую изготавливают из ствола дерева, один из самых древних инструментов в мире. Примечательно, что никаких отверстий для нот нет – труба полая, и на ней надо умудриться что-то сыграть. У аборигенов Австралии был такой обычай: прежде чем посвятить мальчика в мужчины, ему вручали диджериду и отправляли в джунгли, и он должен был вернуться оттуда уже мастером. И когда он показывал свое мастерство игры перед племенем, его посвящали в мужчину. Сейчас этот необычный инструмент очень популярен – звучит весьма оригинально!

Я делаю не только большие, но и маленькие флейты. Они называются лесные флейты. Это маленькая версия флейты пимак. Там нет сквозного отверстия, и звук «умещается» в маленьком объеме. Такой инструмент компактный и более прочный, его легко взять с собой в путешествие, и еще он дешевле, конечно же. А звук мало чем отличается, так что некоторым людям маленькие флейты иногда нравятся больше, чем большие.

В семье не без урода, пока медведь не подсобит. Викторина>>

 группа "Этническая Мастерская - Дыхание Ветра(Пимак-NAF)" ВКонтакте

– Как вы пришли к тому, что стали продавать свои флейты?

Премия «Наше Подмосковье» 2019: жители Домодедова о своих проектах

– Многие инструменты сделал просто из интереса. А потом поиграл на них месяц-два и понял, что могу сделать лучше. Со временем у меня накопилось много флейт, они просто лежали у меня в ящике. Я подумал: может, кто-то купит? И выложил фотографии в соцсети.

Люди заметили, заинтересовались, купили, попробовали и поблагодарили. И я понял, что у меня действительно получается, людям нравится. И вот уже несколько лет мои флейты путешествуют по всей России и даже за границей. Например, буквально на той неделе приехал человек из Индии и купил себе флейту.

Есть знакомый, с которым мы постоянно сотрудничаем, он часто покупает мои флейты. Сперва он брал их под реализацию, а потом понял, что они пользуются спросом, и стал заказывать их постоянно. Сам он мультиинструменталист, уличный музыкант, играет на многих инструментах. Мои флейты продает у себя во Владимире, ездит в Ереван и в другие города.

Также некоторые музыканты покупают у меня сразу несколько флейт – разной тональности. Причем берут разные, не только из дерева. Ведь я могу сделать инструмент из рога быка, из кокоса – был опыт.

Как добраться из Домодедова в Москву быстро и экономично>>

– Сколько всего флейт вы изготовили?

– Я сначала считал, а потом сбился. Но сотня уже точно есть! Ведь все это приходило постепенно. Изготавливаешь одну, потом в интернете находишь другую – хочется попробовать, поэкспериментировать.

Но знаете что? В интернете всего не найдешь. Да, там есть какая-то база, но важнее всего опыт. Например, делаешь флейту по чертежам из интернета, а она не играет, хотя вроде бы должна. Звук не получишь, только читая интернет. Это все достигается методом проб и ошибок. Когда зазвучала моя первая флейта, это было такое счастье – как будто у меня ребенок родился!

Увидели ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите "Ctrl+Enter"

Другие СМИ

‡агрузка...