Учителя и ученики Востряковской СОШ № 3 о правильной подготовке к ЕГЭ

Учителя и ученики Востряковской СОШ № 3 о правильной подготовке к ЕГЭ
Люди

В конце мая одиннадцатиклассники начнут сдавать ЕГЭ. Школьники уже вовсю готовятся, решают примеры прошлых лет и, конечно, волнуются. Корреспондент «РИАМО в Домодедово» пообщалась с учителями и будущими выпускниками Востряковской школы № 3 с углубленным изучением отдельных предметов и выяснила, как правильно готовиться к госэкзамену и реально ли сдать ЕГЭ на 100 баллов.

Домодедовцы вспоминают школьные годы: «Сердечное спасибо первому учителю!»>>

– Уважаемые учителя, какие плюсы и минусы ЕГЭ вы можете отметить?

Галина Князькина (учитель русского языка): «Плюс в том, что ЕГЭ дает равные возможности для поступления всем выпускникам. Дети могут подать заявления в несколько вузов и выбрать оптимальный».

Мария Белоусова (заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель обществознания): «Результаты ЕГЭ действительны в течение четырех лет. Допустим, если кто-то из ребят решит уйти сейчас в армию, а потом поступить в вуз, то он сможет это сделать. Кроме того, через два-три года можно будет использовать результаты ЕГЭ для получения дополнительного образования».

Михаил Курбатов (учитель физики): «Из минусов я бы отметил работу экспертов, потому что иногда оценка несправедлива. Бывает, два эксперта оценивают по-разному.

Возможно, стоило бы привлекать научных сотрудников, потому что школьник может решить задание правильно, но не тем методом, который прислан экспертам – и решение не засчитают.

А плюс единого государственного экзамена в том, что за многие годы задания очень хорошо обкатаны, многие проблемы отработаны и решены».

– Сильно ли изменились вопросы ЕГЭ по сравнению с теми, что были лет десять назад?

Михаил Курбатов (учитель физики): «Математика кардинально поменялась, а вот физика нет».

Елена Казакова (учитель информатики): «По информатике очень сильно усложнились вопросы».

Галина Князькина (учитель русского языка): «Ежегодно, как правило, вопросы усложняются, появляется что-то новое».

– Насколько реально сдать ЕГЭ на 100 баллов?

Галина Князькина (учитель русского языка): «У нас дважды были стобалльники по русскому языку – в 2017 и 2018 годах. В 2018 году это была моя ученица Гулара Билалова. Она всегда выполняла все задания, которые я ей давала. Ни разу не пришла без сочинения, без выполненного домашнего задания. Она задавала вопросы, если что-то было непонятно, интересовалась материалом, стремилась к хорошему результату.

У меня в классе, думаю, многие могли бы добиться такого результата. Многие показывали знания не хуже этой девочки, но, видимо, на самом экзамене чуть-чуть сплоховали.

И я все-таки скажу, что на ЕГЭ определенную роль играет везение. Потому что бывают задания, с которыми дети заранее знакомятся и хорошо справляются, а потом встречают похожие на госэкзамене. Но попадаются и задания в единственном варианте – их школьник ни разу до ЕГЭ не встречал, и чаще всего это сразу минус баллы.

Но все равно самое главное неизменно: чем больше школьники трудятся, тем лучшего результата они достигают. Так что да, сдать ЕГЭ на 100 баллов можно, но обязательно с хорошей подготовкой».

Как отметили День учителя в Домодедове>>

– За сколько времени нужно начинать готовиться к ЕГЭ?

Мария Белоусова (заместитель директора по УВР, учитель обществознания): «Безусловно, подготовка к ЕГЭ должна вестись заранее. Недостаточно одного года, чтобы сдать экзамен хорошо. Подготовка должна быть систематической уже с 8–9 класса – тогда можно претендовать на высокий балл.

Молодцы те, кто в 9 классе выбрали определенные предметы, сдали их в формате ОГЭ, попробовали свои силы, изучили много теоретического материала. Затем в 10 классе они подтянули теорию, а в 11 классе интенсивно «нарешивают» варианты на практике.

А тем, кто принял решение сдавать предмет поздно, в середине 11 класса, могу лишь пожелать побольше трудиться – и удачи!»

– Как лучше готовиться к ЕГЭ: заниматься с учителями, репетиторами, посещать курсы?

Ярослав Афонин (учитель биологии): «Я считаю, что в подготовке к ЕГЭ очень большую роль играет учитель. Самостоятельная подготовка, честно говоря, вызывает кучу вопросов. В определенных темах много нюансов, и сам ученик зачастую не может самостоятельно найти ответы. А школьный учитель всегда придет на помощь.

Курсы при вузах не дают контроля. Лектор читает материал и уходит – на этом все.

Как показывает практика, слушатели таких курсов при сдаче ЕГЭ набирают меньше баллов, чем те, кто занимался с учителем.

Онлайн-подготовка – это «мертвый» диалог, но в качестве дополнительной самостоятельной работы можно использовать и ее. Наконец, репетитор не будет постоянно «нарешивать» материал – он доступно объясняет тему один-два раза и перейдет к следующей.

Именно поэтому я все-таки склоняюсь к тому, что самую главную роль в подготовке к ЕГЭ играет школьный учитель».

Какой из вас учитель? Тест>>

– Как сейчас в школе готовят к ЕГЭ – дают задания на уроках, проводят дополнительные консультации?

Галина Князькина (учитель русского языка): «Мы делаем все. На уроках решаем примеры с предыдущих ЕГЭ, отдельно даем задания домой – частями или полностью. Детям приходится нелегко, потому что решать приходится много. Это еще зависит от количества выбранных экзаменов. А ведь еще нужно и учебную программу выполнить!»

– Сколько экзаменов стоит выбрать для сдачи ЕГЭ?

Светлана Дажигова (заместитель директора по УМР, учитель истории): «Экзаменов можно выбрать сколько угодно, но надо рассчитать свои силы. Стоит посмотреть, насколько хорошо вы подготовлены по основным предметам, наметить вузы, выяснить, какие предметы там нужны. Также важно подготовить «запасной аэродром»: если вдруг не получается попасть в желаемый вуз, то можно поступить в другой. Но там может потребоваться дополнительный ЕГЭ для зачисления – учтите это заранее!

А еще бывают случаи, когда люди вдруг передумывают: вроде и баллы великолепные, и долго и упорно шел к цели – но вдруг что-то «щелкает», и профессия уже не кажется такой желанной. Бывает и такое».

Татьяна Федорова (директор школы): «Можно даже год-два проучиться в вузе и понять, что специальность не интересует. А для того, чтобы перевестись в другой вуз, может потребоваться дополнительный экзамен».

Елена Казакова (учитель информатики): «В первую очередь нужно определиться с выбором профессии и вузом, в котором ее хочется получить. У каждого вуза свои требования к ЕГЭ, и это нужно учитывать и выяснять заранее».

На каком факультете Хогвартса ты будешь учиться?>>

– Что стоит учитывать при выборе вуза?

Светлана Дажигова (заместитель директора по УМР, учитель истории): «Важно не быть с собой в противоборстве. Не выбирать вуз, потому что «так надо», потому что родители этого хотят, потому что он престижный. Выбирайте то, что вам по душе!

Президент России говорил, что студентам стоит дать возможность после второго курса менять направление подготовки. В таком случае, конечно, многие начнут метаться. С одной стороны, ничего хорошего, но с другой – ребятам, которые ошиблись при выборе, это поможет. Многие уже на первом курсе понимают, что сделали неправильный выбор, что душа лежит к другому.

Когда выбираете профессию и вуз – представьте себя лет через пять. Чем вы будете заниматься? Вам это нравится? Конечно, это может быть непросто, но проявите фантазию, посоветуйтесь с родителями. Рассмотрите перспективы и поймите, что вам действительно нужно».

Татьяна Федорова (директор школы): «Надо идти туда, куда мечтается, тогда и работа будет в радость!»

– Какие предметычаще всего выбирают для сдачи ЕГЭ, не считая основных?

Мария Белоусова (заместитель директора по УВР, учитель обществознания): «Сдают, как правило, то, что легче. К сожалению. В основном выбирают гуманитарные науки, а технические не так часто – несмотря на то, что сейчас в стране очень востребованы именно технические профессии. Обществознание выбирают чаще всего».

– А что делать, если школьник выбрал предмет, но ближе к ЕГЭ понял, что не справляется?

Мария Белоусова (заместитель директора по УВР, учитель обществознания): «Отказаться от сдачи ЕГЭ можно за две недели до экзамена, а вот выбрать предметы нужно было до 1 февраля».

Где в Домодедове купить школьную форму и канцелярские принадлежности>>

– Напоследок вопрос, который больше всего волнует одиннадцатиклассников. Как эмоционально настроиться на экзамен? Ведь бывает, что даже отличники так нервничают на ЕГЭ, что сдают хуже, чем могли бы?

Татьяна Федорова (директор школы): «Бывает и такое. Так, в прошлом году у нас две медали сорвались, потому что нужно было их подтвердить, набрав больше 70 баллов по основным ЕГЭ: русскому языку и математике. По математике двоим ученикам не удалось преодолеть эту планку.

Не стоит убегать с экзамена через час после начала, тем более, все равно придется ждать, пока напишут все остальные. Лучше с умом использовать все время, отведенное на ЕГЭ. Правильная мысль или свежая идея могут прийти позже – и можно будет что-то дорешать, доделать. Время дано для того, чтобы каждый мог сосредоточиться и показать наилучший результат. Так что не спешите!»

Мария Белоусова (заместитель директора по УВР, учитель обществознания): «Многое зависит от темперамента ребенка. Кто-то очень спокойный, кто-то весьма эмоциональный. Тем не менее, все мы волнуемся, когда нам предстоит сдавать экзамен. И это нормально – это первое, что стоит понять.

Нужно быть готовым к тому, что первые 5–10 минут накатит сильное эмоциональное напряжение, справиться с которым непросто. Не нужно паниковать – оно схлынет довольно быстро, и вы снова сможете мыслить. Полезно в минуты наибольшего волнения использовать известные способы успокоиться: посчитать до десяти и обратно, медленно вдохнуть и выдохнуть несколько раз».

Светлана Дажигова (заместитель директора по УМР, учитель истории): «Многое решает подготовка, но иногда вмешивается везение. Бывает, школьник знает тему, но внезапно все забывает, не справившись с волнением. Или, наоборот, на экзамене ученика вдруг неожиданно осеняет.

В любом случае нужно как следует готовиться, а непосредственно на экзамене постараться убрать волнение, настроиться на рабочий лад, забыть о камерах или просто не обращать на них внимание – будто просто кто-то из знакомых снимает.

И помните: это всего лишь экзамен. Да, он решает многое, но не все. Да и нет таких проблем, которые было бы невозможно решить. Удачи, ребята! Все будет хорошо!»

***

Одиннадцатиклассники тоже поделились с корреспондентом «РИАМО в Домодедово» своими мыслями о предстоящих госэкзаменах.

Ксения:

«Я считаю так: чтобы написать ЕГЭ на высокий балл, нужна длительная и хорошая подготовка. Возможно, если что-то не получается, нужно заниматься с репетиторами, ездить на курсы, заниматься онлайн».

Максим:

«Готовиться к ЕГЭ надо начинать, когда переходишь в 10 класс. Понятно, что не весь материал еще знаешь, но уже пора «прорешивать» какие-то задания и постепенно это усиливать, подходя к 11 классу. А там уже надо при полностью изученном материале как можно чаще решать задания ЕГЭ. Прерывать этот процесс, я думаю, не стоит: никто из нас не робот, и если на какое-то время уйти от темы и не решать по ней задания, то она может забыться».

Законные и незаконные сборы денег в школе>>

Руфат:

«Я считаю, что высокий балл на ЕГЭ может считаться гарантией успешной учебы в вузе, правда, в зависимости от того, как этот балл заработан. Если ты весь год готовился и вправду сам хорошо сдал госэкзамены, то и в вузе тоже будешь успешно учиться».

Илья:

«Я считаю, что подготовка к ЕГЭ должна быть индивидуальной. Каждый человек сам выбирает, что ему удобнее: заниматься со школьным учителем, посещать курсы или заниматься онлайн. Все зависит от самого человека, а еще от материального положения семьи. За качественную подготовку с репетиторами или онлайн-курсами приходится платить – не каждый может себе это позволить. Естественно, в таком случае готовиться придется самому, но и это тоже вполне реально».

Светлана:

«В первую очередь при выборе предметов для ЕГЭ следует ориентироваться на свои способности и интересы. Нужно выбирать из тех предметов, в которых ты себя уверенно чувствуешь и которые тебе интересны. А если нравятся многие предметы, то выбирать стоит те, которые помогут получить перспективную профессию – с более высокой зарплатой и более востребованную в обществе».