Раскопки советского истребителя: репортаж корреспондента «РИАМО в Домодедово»
В 1939 году в Домодедове разбился советский истребитель И-180. В минувшие выходные поисковый отряд «Истокъ» провел его раскопки. К ним присоединилась корреспондент «РИАМО в Домодедово». Она спешит поделиться впечатлениями и рассказать об интересных находках.
Поисковые истории: Талалихин, пропавший немец и экспериментальные самолеты>>
Поиски воронки
Советский истребитель И-180 разбился в Домодедове 5 сентября 1939 года. За штурвалом был пилот финского происхождения, кавалер ордена Ленина Томас Сузи.
«В прошлом году наш краевед Виктор Ведешкин спросил у меня: «Где у нас тут упал самолет Томаса Павловича Сузи?» А я знать не знаю. Залезаю в интернет и смотрю: действительно, такой пилот погиб в районе станции Домодедово в 1939 году при испытаниях самолета И-180», – рассказал руководитель поискового отряда «Истокъ» Кирилл Низамутдинов.
Далее он отправился в архив в поисках документов и нашел аварийный акт 1939 года.
«Там фотографии были, схемка. Еще посмотрели данные со старых карт – как местность выглядела. Помогла еще и аэрофотосъемка, которую делали немцы в 1942 году. Все это сопоставили и вышли на место», – отметил Низамутдинов.
Сначала поисковики вышли в поле для того, чтобы провести разведку и найти воронку от падения самолета.
«Мы нашли место, где распространяются обломки самолета. Это зона площадью примерно 30 на 40 метров. Прокопали всю ее маленькими шурфами – ямками, у которых зачищается дно по материку (в археологии материк – это почва под культурным слоем, где уже нет следов деятельности человека – ред.). Тридцать шурфов таких выкопали, и последний попал на край воронки. Прокопали еще два шурфа поперек, узнали ее примерные размеры. Уже стало ясно, где именно надо копать», – пояснил Низамутдинов.
Раскапываемый самолет – И-180 № 2. А на первой модели погиб знаменитый летчик-испытатель Валерий Чкалов, который в 1937 году совершил первый беспосадочный перелет через Северный полюс из Москвы в США.
«Всего таких самолетов было выпущено восемь или десять – в разных документах указано по-разному», – сообщил Низамутдинов.
Директор музея в Домодедове про окаменелости и уникальные вырезки из бумаги>>
Первые находки
Раскопки начались субботним утром 22 мая практически под окнами Константиновской школы имени Героя соцтруда Н. В. Хухрева – до ее ограды всего метров пятьдесят.
До начала работ ефрейтор войсковой части № 33193 Евгения Иванчикова передала руководителю музея имени Виктора Талалихина Юрию Проскурину свою работу – тарелку с нарисованным витражными красками Талалихиным, а также четверостишия собственного сочинения. По ее словам, вдохновение пришло к ней после посещения музея Талалихина.
Место раскопок обозначили колышками. Получился квадрат 10 на 10 метров.
«Размах крыльев самолета – 10,5 метра. Нам интересно, осталось ли что-то от удара крыльев о землю. На фотографии видно, что в грунте остались вмятины», – рассказал Низамутдинов.
Перед так называемой зачисткой до грунта поисковики сначала проходят с металлоискателями и лопатами в поисках обломков.
Корреспондент «РИАМО в Домодедово» вместе с юнармейцем из Домодедовской СОШ № 2 Вячеславом присоединилась к раскопкам. Металлоискатель вскоре начал пищать. Подкопали слой земли, поискали там металлические детали. Нашли крышку от бутылки.
«Хорошая примета! Если первой нашли крышку, то потом обязательно найдете что-то значимое», – утешили нас.
И действительно – начали попадаться детали. Но все они мелкие – тяжело понять, какой части самолета они принадлежали.
Также было очень много фрагментов, покрытых белой коррозией и практически рассыпающихся в руках. Это окись алюминия, которая мешает поискам, так как металлоискатель реагирует на нее, но идентифицировать такие детали невозможно.
Лишили хобби или правильно сделали? Жители о закрытии Сьяновских каменоломен>>
Зачистка до материка
Вскоре наступил самый тяжелый этап раскопок – зачистка до материка обозначенной площадки. Другими словами, нужно было вскопать 100 квадратных метров земли, чтобы убрать весь грунт и оставить только материковую часть. Это нужно для того, чтобы четко увидеть границы воронки от падения самолета – она будет выделяться темным цветом.
Народа довольно много. Вскоре присоединилась еще и группа юнармейцев, но работа все равно растянулась на весь день.
Рядом с корреспондентом «РИАМО в Домодедово» работала юнармеец Надя из школы № 6. Фрагменты самолета буквально сами шли ей под лопату – первая, вторая, третья деталь найдены без всяких металлоискателей.
Но и корреспонденту «РИАМО в Домодедово» повезло. Лопата лязгнула, а под ней что-то ржавое и круглое. Забегая вперед, стоит отметить, что это самая крупная деталь самолета, найденная корреспондентом.
Под конец дня площадка зачищена, и на ней действительно отчетливо видно темное пятно – это та самая воронка.
«В документах говорится, что воронка была глубиной примерно 2,5 метра. То есть завтра примерно столько и копать», – сказал Низамутдинов.
Краевед о проекте «Подмосковный некрополь», надгробиях и находках в Домодедове>>
Составление плана и ручная работа
Следующий день начался с работы в уже зачищенном раскопе. Первым делом в нем на расстоянии метра друг от друга вбили деревянные колышки.
«Это нужно, чтобы составить план раскопа и документально сохранить все данные. Мы сейчас сфотографируем с дрона, а потом начертим графический вариант: будем наносить, где какие детали располагались, в какую сторону распространялись обломки. Чтобы человек, который потом заинтересуется, мог понять, как все это было найдено», – пояснил Низамутдинов.
Основная работа велась в воронке. Причем сначала раскопали только половину, чтобы был четко виден срез.
«Сначала половину срежем, посмотрим профиль. Для просветительских целей будет полезно», – отметил руководитель поискового отряда «Истокъ».
Копать в этот день корреспонденту «РИАМО в Домодедово» не пришлось. Большинство участников раскопок занимались поисками находок в отвале – земле, которую вытаскивали из раскопа. Там сохранилось много мелких деталей.
Помимо больших металлоискателей, очень помогли пинпоинтеры – маленькие металлоискатели, которые вибрировали при приближении к металлу и позволяли найти совсем мелкие фрагменты, вплоть до шурупов и крошечных заклепок.
Находок становилось все больше, попадались даже кованые изделия – к самолету они не имеют никакого отношения. По словам членов поискового отряда, это примерно XVII-XVIII века.
Чтобы птица не попала в турбину самолета: ястребы на службе в «Домодедово»>>
Важные находки
Вскоре появилась и первая интересная находка – обломок пластика, на котором сохранились буквы «АККУ». Скорее всего, там было написано «Аккумулятор».
Спустя какое-то время поисковый отряд обнаружил еще одну пластинку. На ней указан год – 1939, то есть как раз тот, в котором испытывали разыскиваемый самолет.
Из раскапываемой воронки подняли круглую деталь, на которой написан какой-то номер. Корреспондент «РИАМО в Домодедово» попросила посмотреть.
– Триста тридцать…
– Шесть? – уточнил Кирилл Низамутдинов.
– Похоже на то.
– Отлично!
И пояснил: при работе в архиве обнаружились показания свидетелей авиакатастрофы, среди которых был выпускник авиашколы, который разбирался в самолетах. Он пытался найти среди обломков номер самолета, но не обнаружил его, однако нашел деталь с номером «336» и дал в управление ВВС телефонограмму, в которой указал это.
Более того, члены поискового отряда раньше обнаружили деталь с таким номером.
«Там после этих цифр через дробь еще что-то есть. Это может быть производственный номер самолета. Надо будет в архиве еще поработать», – добавил Низамутдинов.
Впоследствии, когда деталь помыли, оказалось, что на ней еще написана цифра «2».
«Боюсь предположить, но, видимо, это самая главная находка раскопок. У нас же И-180 № 2. Возможно, на заводе указали, что самолет второй», – сообщил руководитель поискового отряда.
Интересные факты о Домодедове>>
Отпечаток лопастей
Раскоп получился в два раза мельче, чем ожидалось. После того, как раскопали половину, он оказался метр в глубину. К концу работ еще углубился, но о двух с половиной метрах, как предполагалось, речи не шло.
Следов от крыльев обнаружить не удалось, зато сохранились четкие следы от винта.
«Первый раз удается проследить отпечаток лопастей!» – подчеркнул Низамутдинов.
А вообще этот самолет у поискового отряда одиннадцатый. В частности, именно «Истокъ» в 2014 году раскопал И-16 – самолет Виктора Талалихина, на котором тот совершил знаменитый ночной таран. Чуть позже поисковики нашли и сбитый им немецкий «Хейнкель-111».
«Воронку от падения И-180 не прорезали никакие коммуникации. Здесь кругом проходят кабель, газ, канализация, а в маленьком свободном от них треугольничке оказалась воронка. Просто чудом не задели», – отметил Низамутдинов.
В дальнейшем находки передадут в Домодедовский музей.
«И надо будет поговорить с местными властями – может быть, они захотят поставить здесь какой-то памятный знак. Все-таки это выдающийся случай в истории авиации», – заключил Низамутдинов.